Так что же такое «серый импорт»? Почему эта проблема продолжает волновать умы прогрессивной (и не очень) общественности в нашей стране и за ее рубежами?
Представители КонфОПа (Международной Ассоциации защиты прав Потребителей) трактуют это словосочетание предельно ясно: «серый» товар - это тот товар, который ввезен в страну по неофициальным каналам, растаможенный с нарушениями таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, подтверждающего качество изделия и право Потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание.
Рассмотрение данного животрепещущего вопроса предлагается начать нетрадиционно – с конца, а именно, с удовлетворения законных прав Потребителя на качественный монтаж, своевременное и профессиональное гарантийное и сервисное обслуживание.
В данной статье мы не будем рассматривать ввозимые в Россию подделки оборудования. Поговорим об импорте только официально выпускаемого оборудования.
Предисловие
На заре своего существования практически весь российский климатический бизнес попадал под определение «серого». Предприниматели, на свой страх и риск, вкладывали деньги в этот тогда еще диковинный бизнес со столицей в «городе-герое» Сингапуре. А в России, в самый разгар «смутного времени», все те же предприниматели, безо всякой поддержки со стороны производителей, на свои кровные, «раскручивали» незнакомые брэнды, становились на ноги.
Заметим, у всех были свои проблемы и резоны и ни о каком объединении интересов не могло быть и речи. Время шло, кто-то уходил с рынка, кто-то приходил, появились первые «чисто» кондиционерные фирмы, как отдельные подразделения более крупных компаний или преемники фирм, ориентированных ранее на другие секторы рынка. Росли обороты, появлялся авторитет и репутация на внутреннем и внешнем рынках, климатические компании становились более профессиональными и, в хорошем смысле этого слова, амбициозными. Как говаривали классики, «сложились предпосылки» для выхода на новый уровень в бизнесе.
Именно на этом этапе активизировался обоюдный процесс поиска партнеров – как со стороны российских компаний, так и со стороны ведущих мировых климатических брэндов, в первую очередь, кондиционерных. Кому-то удалось договориться сразу, кто-то менял брэнды и партнеров, но «процесс пошел».
1. Начнем с проблем професионализма
Как известно, 80% неисправностей, возникающих в период эксплуатации климатической техники, связаны с некачественной работой непрофессиональных сезонных компаний.
Примечательно, что производители - «бытовики», непрофильные компании и их сервис-центры не несут и не хотят нести никакой ответственности за качество монтажа, гарантийного и постгарантийного обслуживания климатического оборудования. Более того – умалчивают об этом на этапе продажи. Главное – продать. И, ввиду несовершенства нашего законодательства, Клиент становится заложником условий гарантии, навязанной нам производителем и позволяющих тому же производителю увеличивать объем поставок и долю на рынке.
Согласитесь, профессиональная компания, установившая оборудование никогда не будет замалчивать перед Клиентом слабые стороны того или иного оборудования, скрывать недостатки того или иного технического решения или подхода именно потому, что ее целью является предоставление УСЛУГИ под «КЛЮЧ» - от постановки задачи Клиентом и ее начальной проработки исполнителем до сервисного сопровождения установленного оборудования. То есть, обслуживания клиента в течение всего срока эксплуатации техники, включая ее ремонт и замену по причине морального или физического старения. Для любой профессиональной компании, каким бы бизнесом она не занималась, главное РЕПУТАЦИЯ, которую создают клиенты и которая намного важнее сиюминутной выгоды, преследуемой недобросовестными и случайными в нашем бизнесе людьми.
Что имеем на таможне
Что касается вопросов таможни, то они уже несколько дистанцированы от Потребителя и лежат, преимущественно, в сфере взаимоотношений бизнеса и государства. Тенденция здесь налицо. Памятуя о том, что суровость наших законов с лихвой компенсируется необязательностью их выполнения, таможенники сконцентрировались на детализации товарных позиций, подробно описывая типы, марки и прочая и прочая, относящегося к системам вентиляции и кондиционирования, тем самым в значительной степени ограничивая свободу маневра для климатических компаний – субьектов ВЭД ( см. Письмо ГТК России от 1 октября 2002г. № 01-06110 ).
Минимальная декларируемая стоимость «фуры» поднялась до 60 тыс.у.е. и это, определенно, не предел, хотя, применительно к машинам с вентиляционным оборудованием, где реальная стоимость ввозимой техники в разы меньше указанной суммы, данная ситуация граничит с абсурдом.
Планы по таможенным сборам увеличиваются, контроль за их выполнением ужесточается, следовательно, возможности по, скажем так, не вполне официальным вариантам растаможки, асимптотически стремятся к нулю.
Скажите пожалуйста, а существует ли сегодня принципиальная разница в таможенных схемах между «официалами» и прочими, которые подчас вместе с ними таможатся у одного и того же брокера?
Почему он есть, и когда это закончится?
И вот, наконец мы добрались до каналов поставки климатической техники. Вопросы эти, что Клиента, что государство, конечно, волнуют, но не тревожат. Здесь на первый план выступают интересы исключительно субъектов рынка – производителей, поставщиков и их дилеров. Интересы – суть деньги. В этом и причина ожесточенности споров и непредсказуемости коллизий по поводу «серого» импорта.
Так называемые «серые импортеры», ввозя тот же товар, что и официальные поставщики, но по неофициальным каналам, отбирают у официалов часть рынка и денег. Это неправильно. Мы согласны, что это неправильно. Мы однозначно против контрабанды и прочих проявлений нецивилизованного рынка, мы - за равноправное взаимовыгодное сотрудничество всех операторов климатического бизнеса.
Так что же мешает искоренить серый импорт?
В настоящий момент, по нашему мнению, проблема «серого импорта» как явление имеет место быть. Безусловно. Опять же, по нашему мнению и по нашим данным, объемы «серого» импорта составляют 8% от общего объема рынка и уж никак не могут оказать серьезного дестабилизирующего воздействия на наш климатический бизнес. В большинстве своем, это разовые поставки под заказ, поставки, связанные с распродажей стоков и так далее.
Согласитесь, если у какой-либо российской компании, пусть даже трижды официального дистрибьютора, появится возможность реализовать на рынке с приличной прибылью и не в ущерб основным партнерам партию оборудования, руководители оной как минимум задумаются! Строго говоря, а кто может им это запретить? А если, к тому же, эту партию оборудования предлагает со склада в Германии всем кому не лень представительство производителя в Испании, не обладающее правом продажи в страны Восточной Европы? При том, что аналогичное представительство в Германии, обладающее всеми правами, но имеющее объем продаж в три раза меньший и неблагоприятную коньюктуру на порученном участке, почему-то оказывается не в курсе происходящего? А если это оборудование предназначено вообще не для российского рынка?
А как расценивать ситуацию, когда фирма, стоящая у истоков кондиционерного бизнеса, на протяжение уже более десяти лет работает с уважаемым брэндом и, при этом, не является его официальным дистрибьютором? Это ведь тоже «серый» бизнес. Между тем, брэнд «раскручен», без какого бы то ни было участия производителя и его представителей, репутация фирмы на рынке безупречна, перспективы роста объемов продаж очевидны, а предлагаемые из года в год условия перехода в «официалы» по-прежнему малопривлекательны.
Производители против серого импорта?
А что же делаете Вы для противодействия «серому» импорту?, - спрашиваем мы производителей. Как отслеживаете грузопотоки? Каким образом осуществляется координация в этом плане с Вашими представительствами и официальными дистрибьюторами брэнда в регионе? А Вы слушали об успехах в этом плане брэндов DAIKIN и Mitsubishi Eltctric? А ведется какая-нибудь работа по привлечению крупнейших «серых» дистрибьюторов «в лоно» официальных поставок, чем так славен автомобильный бизнес?
В результате выясняется, что особо никто из них с «серым» импортом и не борется! И не собирается! И не надо им это все! И выясняется, что главное для них было и будет – ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ!
Вопрос остается без ответа. К сожалению, отдельные господа-поставщики слышат только то, что хотят услышать. И на том языке, который им ближе…